Для воспитания ребёнка требуется более проникновенное мышление,
более глубокая мудрость,чем для управления государством.
(Уильям Эллери Ченнинг)
Роль воспитателя в проведении музыкальных занятий, досугов, праздников
Воспитатели играют непосредственную роль в музыкальных занятиях. Они должны хорошо знать программный материал по музыкальным занятиям в своей группе, чтобы дети как в зеркале отражали то, что умеет воспитатель. Каждый воспитатель обязан активно участвовать в процессе обучения детей музыки на музыкальных занятиях. В чем это заключается?
Воспитатель должен петь вместе с детьми, не заглушая детского пения, помогать музыкальному руководителю разучивать новые песни и повторять уже изученные. Прекрасно, если воспитатель сам хорошо поет и может спеть новую песню с музыкальным сопровождением.
При изучении младшими детьми танцев, ритмических движений, воспитатель участвует во всех видах движений, тем самым активизируя малышей. Со старшими детьми он танцует по необходимости, показывает какое-либо движение, напоминает то или иное построение или дает детям отдельные указания в пляске, игре и т.д.
Во время танцев воспитатель на должен допускать, чтобы какой-либо ребенок остался один и обязан встать с ним в пару.
Воспитатель стимулирует творчество детей. Подсказывает тему, распределяет роли, намечает в общих чертах развитие сюжета.
Принимает самое активное участие в разработке и подготовке музыкальных праздников. На праздниках – воспитатель главный помощник музыкального руководителя. Дети должны все быть в поле зрения воспитателя, он ведет роль помощника, старшего товарища в плясках, играх. Воспитатель обязан хорошо знать сценарий, знать наизусть весь музыкальный репертуар, вовремя помочь в создавшихся паузах.
Роль ведущего на празднике
Роль ведущего очень ответственна. Ведущий – это лицо, которое руководит праздничным утренником, объединяет все элементы праздника в органическое целое, поясняет детям происходящее, является связующим звеном между зрителями и исполнителями. От ведущего в большой степени зависит настроение детей на празднике, заинтересованность исполняемой программы.
Основная задача ведущего – тщательно готовиться к выполнению своих обязанностей. Ведущий должен хорошо знать программу утренника, должен знать песни, пляски, игры детей и в случае необходимости помочь детям при исполнении танца или инсценировки.Перед утренником ведущий должен разложить все атрибуты, необходимые по сценарию, проверить их количество, поставить нужное число стульчиков.
На утреннике ведущий должен держаться свободно, естественно. Он не должен быть многословен. То, что нужно сообщить детям, должно быть изложено просто и понятно. Очень оживляет речь ведущего уместная шутка, вопрос к детям, к воспитателям, гостям (например: Вы не видели как наши малыши пляшут с платочками?»). Ведущему следует говорить достаточно громко, отчетливо и выразительно. Ведущий не только сообщает какие песни, танцы будут исполнены, но и разъясняет происходящее. Утренник должен быть проведен в хорошем темпе. Растянутость выступления и паузы - утомляют ребят.
Ведущий должен быть находчивым! На утреннике могут возникнуть непредвиденные моменты (дети не успели переодеться, изменился состав исполнителей, несвоевременно появился персонаж, пропустили музыкальный номер и др.). В таких случаях ведущий должен быстро найти выход из затруднительного положения (шутки, загадки, приобщение зрителей к разрешению затруднений).
Ведущему необходимо научиться организованно заканчивать праздник! После угощения - поблагодарить гостя (взрослый персонаж), попрощаться с ним, обязательно напомнить по какому поводу все собрались в зале (еще раз поздравить всех с праздником), предложить детям выйти из зала организованно (если не предусмотрен сценарием другой вариант) т.е. встать друг за другом или парами и выйти под музыку, а не бежать к родителям.
Воспитатель, не выступающий в каких-либо ролях, находится с детьми своей группы. Он поет и танцует вместе с детьми. Воспитатель так же должен хорошо знать программу и весь ход праздника и отвечать за порученный ему участок работы (подготавливает атрибуты, детали костюмов, вовремя переодевает детей, при необходимости поправляет костюмы).
Большое удовольствие доставляет детям сольные и групповые выступления воспитателей (песни, танец, персонаж). Взрослые персонажи так же участвуют в играх и танцах (встают в пары с детьми)
Костюмы для праздника берутся воспитателями заблаговременно, чтобы была возможность все проверить: постирать, подшить, изготовить недостающие детали. Если родителям поручается сшить или украсить костюм, приготовить атрибуты, родители должны принести их заранее, чтобы воспитатели могли проверить их, иначе на празднике может случится, что резинки на шапочках петрушек - порвутся, атрибуты сломаются и пр.
Праздник окончен, но праздничные впечатления еще долго живут в памяти детей. Они делятся ими со своими товарищами, воспитателями, родителями, отражают их в своих играх, рисунках, лепке. Воспитатель стремиться закрепить наиболее красочные впечатления, связанные с тематикой праздника. Дети повторяют полюбившиеся танцы, песни, действия отдельных персонажей. Можно так же провести закрепляющее музыкальное занятие (оставить оформление праздника, детали костюмов, атрибуты для игр и предложить вспомнить , что им понравилось, обменяться впечатлениями. Некоторые выступления можно повторить 2-3 раза со сменой исполнителей). Можно выступить с праздничными номерами перед детьми младших групп.
Родители – желанные гости на празднике. Заведующая и выделенный ему в помощь воспитатель (родитель) приветливо встречают гостей и размещают их в зале. Родителей обязательно необходимо предупредить о том, что нужно принести сменную обувь. После утренника воспитатели предлагают родителям записать свои впечатления в «Книге отзывов». Родители тоже могут принять участие в подготовке праздников: помочь в украшении помещения, оформления стенной газеты, изготовлении костюмов, в исполнении небольших ролей или чтении стихов, исполнении музыкальных номеров со своими детьми.
Хорошо проводить обсуждения прошедшего праздника на пед. совещании, где обсуждаются положительные моменты праздника и допущенные ошибки.
Содержание и примерное наполнение музыкального уголка в группах