Четверг, 25.04.2024, 12:22
"ВОКАЛИЗ"
Главная | «Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста» | Регистрация | Вход
Меню сайта
Наш опрос
Стоит ли детям прививать любовь к музыке?
Всего ответов: 1
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Детство-это особый мир, который сохраняется в душе человека на всю жизнь, если в нем царят счастье и радость быть самим собой. Мир фантазии, выдумки у детей связан с игрой. Во все исторические времена дети разных народов играли и играют, подражая взрослым, реализуя свои желания и творческие потребности.

Игра, по утверждению психолога Г.С. Тарасова, - это эмоциональная непосредственность мотивов, устремленность к цели, оценка результатов деятельности, усвоение нового. В ней зарождается личность ребенка. Интерес к процессу действования, «условность» действий, ситуаций, «языка» вводят детей в окружающий их мир. Сделать это вхождение желанным, занимательным, значимым – задача взрослых.

Наиболее полезны для ребенка старшего дошкольного возраста такие игры, которые имеют направленность на развитие познавательной способностей, внимания, памяти, мышления. Уровень любознательности, умственной и деятельной активности дошкольников проявляются в игре. Ребенок сам придумывает сюжет игры, используя для этого игрушки и различные предметы, придавая им игровое значение, выступает как организатор в подгруппе играющих детей – сверстников. Малоактивность здорового ребенка в отдельных видах игровой деятельности может привести к нарушениям в общем развитии.

 Развитие ребенка зависит от условий воспитания и обучения в детском саду и семье. Здоровые дети обладают потенциалом для психического развития. Задача педагогов, воспитателей, музыкальных руководителей и родителей – всячески способствовать полноценному развитию детей. Если нарушается гармоничность этого развития, то со стороны взрослых следует обеспечить ребенку возможность стать всесторонне развитым человеком, используя разные пути, и прежде всего игру.

Музыкально-дидактические игры.

Музыкально-дидактические являются важным средством развития музыкальной деятельности детей. Основное их назначение – в доступной форме привить детям любовь к музыке, заинтересовать основами музыкальной грамоты. Музыкально-дидактические игры объединяют разделы пения, слушания, движения под музыку, игры на музыкальных инструментах. Ценность этих игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них. В результате дети не только получают необходимые знания об основах музыкальной грамоты, но и учатся любить, ценить и понимать музыку.

 Музыкально-дидактические игры должны быть разнообразны  по содержанию и красочно оформлены. Тогда они будут привлекать внимание детей, вызывать желание петь и слушать музыку. Музыкально-дидактические игры помогают развить у детей слух, чувство ритма, внимание, память, усвоение пройденного материала и фантазию.

Содержание музыкально-дидактических игр разнообразно. Темы музыкально-дидактических игр:

-На определение характера музыки (средняя, старшая, подготовительная группы).

-На развитие чувства ритма (2 младшая, средняя, старшая, подготовительная группы).

-На закрепление пройденного музыкального материала (старшая, подготовительная группы).

-На усвоение характера музыки (старшая, подготовительная группы).

-На определение высоты звучания голоса и узнавание музыкального инструмента (старшая, подготовительная группы).

-На определение высоты звуков, расположения нот на нотном стане (подготовительная группа).

-На развитие памяти и музыкального слуха (старшая, подготовительная группы).

-На определение высоты звука и его длительности (старшая, подготовительная).

-На закрепление знаний о постепенном движении мелодии вверх и вниз (средняя, старшая, подготовительная группы).

-На определение жанров (песня, танец, марш) музыкальных произведений (подготовительная группа).

Воздействие музыки в игровой деятельности на организм ребенка

 В условиях музыкального занятия игры носят развивающий характер и ориентированы на овладение детьми двигательными и интеллектуальными умениями, сенсорными способностями, развитие навыков сотрудничества, эффективного взаимодействия на основе познавательных интересов.По мнению О.С.Газмана, в игре у детей возникает 3 цели: 1.-удовольствие от игры-«Хочу». 2.-выполнять правила игры-«Надо». 3.-творческое выполнение игровой задачи-«Могу». Таким образом, складывается основной механизм игры «Хочу! Надо! Могу!», влияющий на личность ребенка и процесс формирования у него функций саморегуляции и самоконтроля.

  Важные аспекты

Воздействие музыкального сопровождения игры на организм ребенка можно рассматривать в трех аспектах.

  • Первый аспект – физиологический, связан с исследованиями В.М.Бехтерева, И.М.Догеля, И.М.Сеченова, И.Р. Тарханова и др., которые выявили положительное влияние музыки на различные системы человека. Взаимосвязь музыки и ритмических движений повышает общий жизненный тонус, регулирует деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной систем, формирует произвольность психических функций.
  • Второй аспект – психологический. Музыка, воздействуя на эмоционально-личностную сферу ребенка, выполняет коррекцию познавательных, психических, коммуникативных нарушений.
  • Третий аспект – педагогический. Посредством музыки воспитывается у ребенка способность эстетически воспринимать действительность и приобретать социальный опыт для творческой, созидательной жизнедеятельности.

В музыкальной игре, как в пении и ритмических движениях, дети осваивают средства художественной выразительности, характерные для музыки и речи – ритм, динамику, темп, высоту. Это дает педагогу возможность дифференцированно воздействовать на детей с разным темпом развития.Медлительные дети нуждаются в стимулирующей музыке, которая бы повышала возбуждение в коре головного мозга и стимулировала бы общий жизненный тонус. Это произведения подвижного, быстрого характера.

Гиперактивные (расторможенные) дети успокаиваются музыкой умеренного темпа, снижающего возбужденное состояние коры головного мозга.

Дистоническим детям, у которых в течение дня происходит резкая смена эмоционального состояния (от агрессии до апатии) требуется стабилизирующая музыка спокойного характера с акцентами, повторяющимися через равные интервалы, и с одинаковым уровнем громкости звучания.

Музыка помогает устанавливать контакт между детьми и взрослыми, между сверстниками при проведении игры. Создавая предпосылки для дальнейших педагогических воздействий, музыка направляет слуховое внимание детей на выполнение условий и правил игры. Желание, порывы, чувство радости, оживление, приподнятое настроение активизирует ребенка и сопровождает его в каждой игре.

    Цель и задачи музыкальной игры

Музыка вызывает эмоциональный и двигательный отклик. Характер отклика зависит от цели, содержания, образа игры, которая отличается от танца, пляски тем, что помогает детям внимательно и сознательно слушать музыку.В музыкальной игре ребенок выполняет различные задания: все его движения связаны с процессом узнавания и различения характера музыки, отдельных выразительных средств. Это вырабатывает у ребенка умение согласовывать движения с началом и окончанием музыки, ощущать фразировку, такты, метроритм, интонацию.Эмоционально окрашивая игровые действия, музыка предъявляет детям требования проявлять волевые усилия, сосредотачиваясь на многообразии выразительных интонаций, ритмических рисунков мелодии. Понимание музыкально-игрового задания вызывает у ребенка быстроту реакции на звуковое раздражение, формирование музыкальных и двигательных навыков, активизацию чувств, воображения, мышления.

 В соответствии с этим музыкальная игра имеет следующие задачи:

  1. Коррекционные:
    • Развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия, мимической мускулатуры, дыхательной системы, артикуляционного аппарата, свойства голоса (высоту, темп, динамику, ритм), координации движений и нормализация их темпа и ритма.
    • Формирование выразительных средств: интонации, мимики, жестов, движения.
  1. Оздоровительные:
    • Укрепление сердечно-сосудистой, двигательной систем, костно-мышечного аппарата.
    • Развитие моторики: общей, мелкой, артикуляционной.
    • Развитие «мышечного чувства» (способности снимать эмоциональное и физическое напряжение).
    • Развитие быстроты двигательной реакции. 
  2. Образовательные:
    • Обучение речевым, певческим, двигательным навыкам
    • Развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей.
    • Формирование умственных умений и действий.
  3. Воспитательные:
    • Воспитание общей музыкальной, речевой, двигательной культуры.
    • Эстетическое отношение к окружающему.
    • Развитие чувств, эмоций высшего порядка.
  4. Развивающие:
    • Познавательную активность.
    • Саморегуляцию и самоконтроль.
    • Внимание, память, мышление.
    • Ориентировку в пространстве.

  Группы, формы музыкально-дидактических игр

   Можно выделить 3 группы музыкальных игр:

  1. игры на развитие внимания
  2. игры на развитие памяти
  3. игры на развитие мышления

По форме проведения игры подразделяются на:

  • статические (стоя или сидя)
  • игры с движением
  • речедвигательные игры
  • игры-шутки
  • игры-песни
  • артикуляционные игры
  • игры-забавы
  • игры-загадки
  • ритмические игры

Статические игры развивают собранность, помогают снять мыщечное напряжение, сохранять равновесие тела, быстро выполнять двигательные действия без физических усилий.

Подвижные игры с правилами развивают волевую сферу, быстроту реакции на звуковой раздражитель, формируют коммуникативные способности.

Игры с речью развивают вокально-слуховую и двигательно-слуховую координацию, нормализуют процессы регуляции темпа и ритма.

 Игры-шутки активизируют слуховое восприятие, формируя фонематический слух, и все стороны музыкально-слуховых представлений.

 Артикуляционные игры укрепляют мышцы языка, зева, губ, щек, голосовых связок, активизируют подвижность верхней и нижней челюсти.

 Игры-забавы побуждают к творческой активности, инициативе, развивают зрительное восприятие посредством укрепления зрительной мышцы и зрительного нерва, формируют творческие способности.

 Игры-загадки развивают логическое мышление, сообразительность, стремление ребенка к осознанным умственным и практическим действиям.

 Ритмические игры направлены на усвоение музыкальной речи, интонационную выразительность звука, слога, фразы, предложения, части и всего законченного музыкального и речевого построения с помощью двигательных упражнений под музыку.

 

  

 

 

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Друзья сайта