Детство-это особый мир, который сохраняется в душе человека на всю жизнь, если в нем царят счастье и радость быть самим собой. Мир фантазии, выдумки у детей связан с игрой. Во все исторические времена дети разных народов играли и играют, подражая взрослым, реализуя свои желания и творческие потребности.
Игра, по утверждению психолога Г.С. Тарасова, - это эмоциональная непосредственность мотивов, устремленность к цели, оценка результатов деятельности, усвоение нового. В ней зарождается личность ребенка. Интерес к процессу действования, «условность» действий, ситуаций, «языка» вводят детей в окружающий их мир. Сделать это вхождение желанным, занимательным, значимым – задача взрослых.
Наиболее полезны для ребенка старшего дошкольного возраста такие игры, которые имеют направленность на развитие познавательной способностей, внимания, памяти, мышления. Уровень любознательности, умственной и деятельной активности дошкольников проявляются в игре. Ребенок сам придумывает сюжет игры, используя для этого игрушки и различные предметы, придавая им игровое значение, выступает как организатор в подгруппе играющих детей – сверстников. Малоактивность здорового ребенка в отдельных видах игровой деятельности может привести к нарушениям в общем развитии.
Развитие ребенка зависит от условий воспитания и обучения в детском саду и семье. Здоровые дети обладают потенциалом для психического развития. Задача педагогов, воспитателей, музыкальных руководителей и родителей – всячески способствовать полноценному развитию детей. Если нарушается гармоничность этого развития, то со стороны взрослых следует обеспечить ребенку возможность стать всесторонне развитым человеком, используя разные пути, и прежде всего игру.
Музыкально-дидактические игры.
Музыкально-дидактические являются важным средством развития музыкальной деятельности детей. Основное их назначение – в доступной форме привить детям любовь к музыке, заинтересовать основами музыкальной грамоты. Музыкально-дидактические игры объединяют разделы пения, слушания, движения под музыку, игры на музыкальных инструментах. Ценность этих игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них. В результате дети не только получают необходимые знания об основах музыкальной грамоты, но и учатся любить, ценить и понимать музыку.
Музыкально-дидактические игры должны быть разнообразны по содержанию и красочно оформлены. Тогда они будут привлекать внимание детей, вызывать желание петь и слушать музыку. Музыкально-дидактические игры помогают развить у детей слух, чувство ритма, внимание, память, усвоение пройденного материала и фантазию.
Содержание музыкально-дидактических игр разнообразно. Темы музыкально-дидактических игр:
-На определение характера музыки (средняя, старшая, подготовительная группы).
-На развитие чувства ритма (2 младшая, средняя, старшая, подготовительная группы).
-На закрепление пройденного музыкального материала (старшая, подготовительная группы).
-На усвоение характера музыки (старшая, подготовительная группы).
-На определение высоты звучания голоса и узнавание музыкального инструмента (старшая, подготовительная группы).
-На определение высоты звуков, расположения нот на нотном стане (подготовительная группа).
-На развитие памяти и музыкального слуха (старшая, подготовительная группы).
-На определение высоты звука и его длительности (старшая, подготовительная).
-На закрепление знаний о постепенном движении мелодии вверх и вниз (средняя, старшая, подготовительная группы).
-На определение жанров (песня, танец, марш) музыкальных произведений (подготовительная группа).
Воздействие музыки в игровой деятельности на организм ребенка
В условиях музыкального занятия игры носят развивающий характер и ориентированы на овладение детьми двигательными и интеллектуальными умениями, сенсорными способностями, развитие навыков сотрудничества, эффективного взаимодействия на основе познавательных интересов.По мнению О.С.Газмана, в игре у детей возникает 3 цели: 1.-удовольствие от игры-«Хочу». 2.-выполнять правила игры-«Надо». 3.-творческое выполнение игровой задачи-«Могу». Таким образом, складывается основной механизм игры «Хочу! Надо! Могу!», влияющий на личность ребенка и процесс формирования у него функций саморегуляции и самоконтроля.
Важные аспекты
Воздействие музыкального сопровождения игры на организм ребенка можно рассматривать в трех аспектах.
Первый аспект – физиологический, связан с исследованиями В.М.Бехтерева, И.М.Догеля, И.М.Сеченова, И.Р. Тарханова и др., которые выявили положительное влияние музыки на различные системы человека. Взаимосвязь музыки и ритмических движений повышает общий жизненный тонус, регулирует деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной систем, формирует произвольность психических функций.
Второй аспект – психологический. Музыка, воздействуя на эмоционально-личностную сферу ребенка, выполняет коррекцию познавательных, психических, коммуникативных нарушений.
Третий аспект – педагогический. Посредством музыки воспитывается у ребенка способность эстетически воспринимать действительность и приобретать социальный опыт для творческой, созидательной жизнедеятельности.
В музыкальной игре, как в пении и ритмических движениях, дети осваивают средства художественной выразительности, характерные для музыки и речи – ритм, динамику, темп, высоту. Это дает педагогу возможность дифференцированно воздействовать на детей с разным темпом развития.Медлительные дети нуждаются в стимулирующей музыке, которая бы повышала возбуждение в коре головного мозга и стимулировала бы общий жизненный тонус. Это произведения подвижного, быстрого характера.
Гиперактивные (расторможенные) дети успокаиваются музыкой умеренного темпа, снижающего возбужденное состояние коры головного мозга.
Дистоническим детям, у которых в течение дня происходит резкая смена эмоционального состояния (от агрессии до апатии) требуется стабилизирующая музыка спокойного характера с акцентами, повторяющимися через равные интервалы, и с одинаковым уровнем громкости звучания.
Музыка помогает устанавливать контакт между детьми и взрослыми, между сверстниками при проведении игры. Создавая предпосылки для дальнейших педагогических воздействий, музыка направляет слуховое внимание детей на выполнение условий и правил игры. Желание, порывы, чувство радости, оживление, приподнятое настроение активизирует ребенка и сопровождает его в каждой игре.
Цель и задачи музыкальной игры
Музыка вызывает эмоциональный и двигательный отклик. Характер отклика зависит от цели, содержания, образа игры, которая отличается от танца, пляски тем, что помогает детям внимательно и сознательно слушать музыку.В музыкальной игре ребенок выполняет различные задания: все его движения связаны с процессом узнавания и различения характера музыки, отдельных выразительных средств. Это вырабатывает у ребенка умение согласовывать движения с началом и окончанием музыки, ощущать фразировку, такты, метроритм, интонацию.Эмоционально окрашивая игровые действия, музыка предъявляет детям требования проявлять волевые усилия, сосредотачиваясь на многообразии выразительных интонаций, ритмических рисунков мелодии. Понимание музыкально-игрового задания вызывает у ребенка быстроту реакции на звуковое раздражение, формирование музыкальных и двигательных навыков, активизацию чувств, воображения, мышления.
В соответствии с этим музыкальная игра имеет следующие задачи:
Коррекционные:
Развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия, мимической мускулатуры, дыхательной системы, артикуляционного аппарата, свойства голоса (высоту, темп, динамику, ритм), координации движений и нормализация их темпа и ритма.
Формирование выразительных средств: интонации, мимики, жестов, движения.
Оздоровительные:
Укрепление сердечно-сосудистой, двигательной систем, костно-мышечного аппарата.
Развитие моторики: общей, мелкой, артикуляционной.
Развитие «мышечного чувства» (способности снимать эмоциональное и физическое напряжение).
Развитие быстроты двигательной реакции.
Образовательные:
Обучение речевым, певческим, двигательным навыкам
Развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей.
Формирование умственных умений и действий.
Воспитательные:
Воспитание общей музыкальной, речевой, двигательной культуры.
Эстетическое отношение к окружающему.
Развитие чувств, эмоций высшего порядка.
Развивающие:
Познавательную активность.
Саморегуляцию и самоконтроль.
Внимание, память, мышление.
Ориентировку в пространстве.
Группы, формы музыкально-дидактических игр
Можно выделить 3 группы музыкальных игр:
игры на развитие внимания
игры на развитие памяти
игры на развитие мышления
По форме проведения игры подразделяются на:
статические (стоя или сидя)
игры с движением
речедвигательные игры
игры-шутки
игры-песни
артикуляционные игры
игры-забавы
игры-загадки
ритмические игры
Статические игры развивают собранность, помогают снять мыщечное напряжение, сохранять равновесие тела, быстро выполнять двигательные действия без физических усилий.
Подвижные игры с правилами развивают волевую сферу, быстроту реакции на звуковой раздражитель, формируют коммуникативные способности.
Игры с речью развивают вокально-слуховую и двигательно-слуховую координацию, нормализуют процессы регуляции темпа и ритма.
Игры-шутки активизируют слуховое восприятие, формируя фонематический слух, и все стороны музыкально-слуховых представлений.
Артикуляционные игры укрепляют мышцы языка, зева, губ, щек, голосовых связок, активизируют подвижность верхней и нижней челюсти.
Игры-забавы побуждают к творческой активности, инициативе, развивают зрительное восприятие посредством укрепления зрительной мышцы и зрительного нерва, формируют творческие способности.
Игры-загадки развивают логическое мышление, сообразительность, стремление ребенка к осознанным умственным и практическим действиям.
Ритмические игры направлены на усвоение музыкальной речи, интонационную выразительность звука, слога, фразы, предложения, части и всего законченного музыкального и речевого построения с помощью двигательных упражнений под музыку.